Загрузка

Высокие технологии

Чисто и экологично: самолеты на водородном топливе

Водород использовался в качестве топлива еще на заре воздухоплавания, лет так 100 назад. Достаточно вспомнить про дирижабли. Правда тогда была проблема: они иногда взрывались. После печально известного "Гинденбурга" эра дирижаблей закончилась, а вместе с ней все забыли про водородный транспорт.

Экологичные самолеты
О водороде вновь вспомнили в СССР: в 1980-х годах советские ученые разрабатывали самолет с использованием криогенного, т.е. сильно замороженного топлива. И он полетел! Экспериментальный Ту-155 совершил больше сотни полетов, из которых пять были на водородном топливе. К сожалению, с распадом Союза о водородных самолетах в России забыли, и лишь некоторые энтузиасты стараются развить это направление. К примеру, Валерий Мифтахов в 2017 году основал успешный стартап по созданию самолетов с водородным двигателем ZeroAvia. Уже был совершен первый полет с пассажирами на борту. А в 2020 году самолет ZeroAvia даже попал в список лучших изобретений года.

Примерно в то же время Airbus представила сразу три концепта водородных самолетов будущего. Они вмещают до 200 пассажиров и способны летать почти на 4000 км. По прогнозам компании, испытать их лично можно будет в 2035 году.

В Германии еще в 2016 году успешно испытали четырехместный водородный самолет, а прямо сейчас там разрабатывают 40-местный лайнер.
Учитывая мировой тренд на "озеленение", можно предположить, что уже в нашем веке над головами будут массово летать экологически чистые самолеты.

Почему именно водород?
Водород - самое распространенное вещество во Вселенной, поэтому дефицита топлива точно не будет. Водородный самолет загрязняет атмосферу как минимум на 75% меньше, чем обычный. Но не все так радужно. Хотя топливо для него действительно можно делать буквально из воздуха, но сам процесс не легкий. Водород нужно охладить до жидкого состояния - до минус 250 градусов Цельсия. А в охлажденном виде водород занимает больше места, чем керосин, поэтому полезного пространства, где можно разместить пассажиров или груз, в таком самолете будет меньше. Более того, для водорода нужны особые условия хранения внутри самолета. Обычный топливный бак не выдержит температуры криогенного топлива.

Что же касается горения и взрывов дирижаблей, самолеты это не затронет. В дирижаблях использовали газообразный водород, который и поднимал их вверх. При контакте с воздухом водород взрывался. В самолетах же используется жидкий водород. Он взрывается только внутри двигателя, а энергия взрыва как раз приводит всю систему в движение.
Тэги:

Вам также может понравиться

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив